Большое исследование Lamoda об устойчивой моде
В 2020 году мы создали специальный раздел Lamoda Planet, где собрали более экологичные, этичные и инклюзивные товары. Он же стал площадкой для благотворительных фондов, которые теперь могут продавать свой мерч на выгодных условиях, а для покупателей — быстрым способом найти классные товары и бренды, разделяющие их ценности.

Нам было интересно, как вообще покупатели относятся к устойчивой моде, готовы ли они платить больше, например, за футболки из переработанного пластика, и чего ждут от брендов. Поэтому мы провели исследование и собрали результаты для всех, кого интересует осознанный подход к шопингу.
  • 3 месяца исследований
    декабрь 2023 — февраль 2024
  • 1853

    покупателя

  • 3 страны

    Беларусь, Россия, Казахстан

  • 30

    вопросов

  • 3 месяца исследований
    декабрь 2023 — февраль 2024
  • 1853

    покупателя

  • 3 страны

    Беларусь, Россия, Казахстан

  • 30

    вопросов

Кто наши покупатели
В опросе приняли участие 552 человек из Беларуси. Все они хотя бы раз покупали одежду, обувь или косметику онлайн.
* Для исследования была отобрана аудитория, не вовлеченная в повестку устойчивого развития, благотворительность, НКО или e-com, чтобы определить чистый спрос непредвзятых пользователей.
В опросе приняли участие покупатели Lamoda
53%
47%
Женщины
Мужчины
7%
67%
Гомельская область
14%
Минск
31%
Витебская область
11%
26%
<25 лет
25–45 лет
>45 лет
Могилевская область
10,5%
59%
имеют детей
Гродненская область
9,5%
1250 BR
Средний доход
Брестская область
13%
Минская область
10%
Как покупатели относятся к устойчивой моде
Мы задали несколько вопросов, чтобы узнать, как люди принимают решение о покупке устойчивых товаров, на что смотрят и как меняют свои привычки, стремясь сделать образ жизни более экологичным.

Спойлер: ремонт обуви всё еще в тренде.
Какие шаги вы уже делаете для более экологичного образа жизни или планируете делать?
Уже делаю
70%
Ремонтирую одежду и обувь
Уже делаю
Хочу начать
делать
57%
26%
Сортирую мусор
Уже делаю
39%
Отказываюсь от пакетов в магазине, использую свои пакеты и сумки
Уже делаю
41%
Выбираю продукты в экологичной упаковке (картон, бумага, перерабатываемый пластик) или без упаковки
Хочу начать
делать
Уже делаю
37%
45%
Покупаю и продаю одежду, обувь и аксессуары, бывшие в употреблении (ресейл)
Сдаю ненужную одежду и обувь на благотворительность, в специальные пункты переработки
Использую экологичную бытовую химию
Не планирую делать
13%
Не планирую делать
11%
Не планирую делать
21%
Не планирую делать
14%
Не планирую делать
30%
Не планирую делать
15%
Не планирую делать
17%
Уже делаю
63%
Хочу начать
делать
18%
Хочу начать
делать
22%
Уже делаю
49%
Хочу начать
делать
26%
Хочу начать
делать
42%
Хочу начать
делать
46%
Что вы делаете перед покупкой устойчивого товара?
72%
Читаю характеристики товара: из чего сделан, как тестируется и т. д.
37%
Проверяю наличие специальных маркировок на товарах
30%
Выбираю магазины, которые специализируются на продаже таких товаров
24%
Выбираю бренды, специализирующиеся на экологичных, этичных товарах
17%
Читаю специализированные блоги, группы, каналы или издания, посвященные ответственному потреблению и заботе об окружающей среде
менее ¼
читают специализированные каналы и блоги
72%
читают этикетки и составы
Как развивается рынок устойчивой моды
Ключевым фактором при выборе одежды, обуви и аксессуаров остается соотношение цены и качества, а также стиль, актуальность и тренды.
На устойчивость товара ориентируются:
68%
покупателей e-com в Беларуси
Какие товары, по мнению покупателей e-com, должны быть экологичными и этичными
Одежда
43%
Обувь
39%
Аксессуары
41%
Косметика
46%
24% покупателей e-com готовы платить больше за устойчивые товары
Охотнее всего — за натуральную и органическую косметику, которая не испытывается на животных, и обувь из устойчивых материалов, например альтернативной кожи или переработанного пластика.
А на сколько больше готовы платить?
  • +23%
    Обувь
  • +24%
    Косметика
  • +19%
    Одежда
  • +21%
    Аксессуары
*процент опрошенных с опытом покупки устойчивых товаров
2/3 покупателей планируют и дальше выбирать устойчивые товары
Ответственность производителей — в моде
В первую очередь покупателей беспокоит состав изделий, а меньше всего — как новая вещь впишется в гардероб
Хотя последнее тоже важно. Чтобы оправдать экослед, например, от нового платья (природные ресурсы, которые были использованы для производства вещи), его нужно надеть примерно 30–50 раз
№1
Безопасность материала изделия для покупателя
№2
В составе более экологичные материалы (переработанные, органические, натуральные)
№4
Произведено без жестокости к животным (этичная шерсть, пух)
№5
Вещь вписывается в мой гардероб и легко сочетается с уже имеющимися вещами
№3
Безопасность производства для окружающей среды (экономия воды, электроэнергии,
очистка сточных вод, безотходное производство и т. д.)
Покупатели ждут, что бренды будут делать одежду, которую потом можно сдать в переработку. А что еще?
№1
Исключение использования агрессивных химических веществ и красителей в производстве
№2
Помощь покупателям в сдаче упаковки на переработку
№4
Создание товаров и упаковки с переработанными материалами в составе
№5
Отсутствие тестов на животных для производства продукции
№3
Выпуск товаров, которые можно сдать в переработку
Какие социальные и экологические проблемы беспокоят покупателей
Защита детей от насилия
№1
№2
Загрязнение воздуха
№4
Онкология
№5
Домашнее насилие
№3
Загрязнение водоемов
¾ покупателей
считает, что ответственность за улучшение ситуации на стороне государства, а не покупателей или ритейлеров
Тренды устойчивой моды
Эти тренды сформировали наши покупатели, выбирая товары из раздела Lamoda Planet, а также бренды, которые создают более экологичные и этичные товары и продают их на Lamoda. Мы собрали данные по ассортименту Lamoda Planet и продажам за последние два года и выделили пять основных направлений.
Выбрать товары, созвучные моим ценностям
Меняйте мир к лучшему вместе с нами